Мифы об «1С»

Автор: · Дата: 28 Октябрь 2010 · Есть 14 коммент.

Как и всегда, вокруг широко распространенного продукта возникают различные мифы. Поэтому для управленцев и ИТ-специалистов при решении о выборе системы важно отличить реальные преимущества от мифов, чтобы не допустить неэффективных затрат.

МИФ №1
На «1С» работают практически все российские предприятия и приобретая «1С» предприятие гарантированно получает полностью отработанный продукт с поддержкой от крупнейшего разработчика.

Прежде всего, отметим, что данное утверждение верно только для мелких предприятий. Уже в среднем бизнесе это далеко не так. Но самое главное, что здесь путают «систему» и «платформу». На каждом предприятии (если не брать совсем мелкий бизнес) решение «1С» свое, выполненное не путем настроек, а написанное на встроенном языке программирования. То есть этот программный код не поддерживается никем, кроме его авторов. Совершенно не гарантируется совместимость этого кода со следующими версиями базовой «1С», поставляемых в рамках техподдержки. И предприятие, вместо получения стандартного продукта и поддержки со стороны солидной фирмы разработчика, полностью зависит от фирмы или конкретных программистов, разрабатывающих и поддерживающих конкретные приложения и доработки. Поэтому можно говорить о широко используемой платформе «1С», но системы на всех предприятиях разные и проблем с этим «зоопарком» более чем достаточно. Поэтому, к сожалению, те руководители предприятий, которые надеются, купив «1С» решить проблемы зависимости от программистских фирм и конкретных разработчиков, находятся во власти мифа.
Но если «1С» является платформой, то ее и сравнивать нужно с аналогичными платформами, а не системами, и тогда с технической точки зрения сразу выявляются принципиальные недостатки, делающие нерациональным ее использование.

МИФ №2
Программные системы могут не учитывать специфику нашего предприятия, а в «1С» наши специалисты могут дописать сами любые наши пожелания.

Поразительно то, что этот миф спокойно уживается рядом с первым, что «1С» является стандартом, на котором все работают. Одно, очевидно, противоречит другому. Не будем возражать, что в технологическом плане в культуре «1С» действительно господствует «махновская вольница», где каждый делает буквально что хочет. Написанные приложения не имеют отношения к стандартной «1С», фирма-разработчик за них не отвечает и даже не знает, а потому не гарантирует и совместимость с последующими версиями. В этой части это соответствует правде жизни. Мифом же является то, что если предприятию не дано право вносить какие угодно изменения в тексты программы, то системы обязательно являются негибкими и не позволяют реализовать специфические потребности предприятия.
Вот об этом мы поговорим подробнее, а вы уже сами решите, какой подход вам больше нравится. Во-первых, в серьезных системах (как зарубежных, так и российских) 80% того, что пишется в «1С» в языке программирования, вынесено в настройки. Что это означает с точки зрения руководства предприятия? Это значит, что фирма-разработчик гарантирует, что все уточнения в соответствии со спецификой предприятия, внесенные через настройки совместимы со всеми будущими версиями системы. Согласитесь, что это немалый аргумент. Кроме того, в отличие от исходных текстов, в настройках может разобраться и новый сотрудник, прошедший обучение системе, и в любой момент можно подключить (в том числе и по удаленному каналу) профессионалов из фирмы-разработчика, либо уполномоченного дилера, которые быстро и недорого выполнят необходимые настройки. Настройки, в отличие от текстов программ, идеально структурированы, имеют понятную визуальную форму и четко описаны в документации.
Во-вторых, большинство серьезных систем содержат специальные средства интеграции с программами заказчика с гарантией сохранения целостности системы, а также поставляют средства разработки собственной системы, если предприятие желает разрабатывать все приложения в единой среде. В собственных приложениях никто заказчика не ограничивает, единственно, что интеграцию с базовой системой требуется проводить с использованием стандартных средств, однако такое требование не вызывает сопротивления у специалистов. Единственное, что действительно запрещено в серьезных системах, это прямое вмешательство в программные коды базовой версии. Подчеркнем еще раз, что в абсолютном большинстве случаев это не требуется, поскольку решается настройками, построением алгоритмов, экранных форм, фильтров и отчетов в стандартных средствах. Но если такие редкие ситуации возникают, то не лучше ли их доверить профессиональной фирме, которая и в дальнейшем будет отвечать за целостность кода? С технической точки зрения это очевидно. В экономическом плане это выгоднее, поскольку объем таких доработок явно будет незначительным, а держать постоянно у себя в штате профессионала такого уровня явно будет неэффективно.

МИФ №3
Возможно, другие программные системы и имеют серьезные преимущества перед «1С», но в случае возникновения проблем с кадрами, специалиста по «1С» можно найти везде и всегда, а специалистов по другим системам найти и научить трудно.

Прежде всего, следует отметить, что сама по себе постоянная потребность в привлечении специалистов по «1С» вызвана потребностью все время что-то «дорабатывать напильником», поскольку это не система, а конструктор в стиле «сделай сам». При использовании профессиональных систем (т.е. поддерживаемых фирмой-разработчиком) потребность в таких специалистах обычно не возникает. Но самое главное, что наличие специалистов по «1С» на рынке является точно мифом. Если вы со мной не согласны, попробуйте найти хорошего специалиста на разовую или временную работу. Хорошие специалисты по «1С» все при деле, и небольшие проекты их не интересуют. Говорю это профессионально, поскольку имея нормальный бюджет, пытался в г.Рязани найти хорошего специалиста по «1С» на разовую работу по интеграции. Никто не проявил интереса. Кстати, это имело место в разгар кризиса, когда, казалось бы, специалисты должны были быть на рынке. Мы говорим именно о специалистах на разовые работы, поскольку для больших проектов проблем не существует, но здесь будут не только «1С», но и все другие системы примут участие в тендерах. Другое дело, что на рынке труда существует определенный фон, и многие пытаются, чему-то научившись, объявить себя специалистами в «1С». Этого добра действительно много, но кому нужны услуги таких «специалистов», которые собственно на вас и будут получать реальную квалификацию за ваши деньги? По другим системам рынок фонит меньше, — меньше молодых людей объявят себя специалистами по ORACLE, SAP и российским ERP-системам.

С другой стороны, как показывает опыт, время на обучение сотрудника работе в российских системах с точки зрения разработки приложений составляет 2-3 месяца, поэтому в случае ухода сотрудников, это вряд ли реально породит кадровую катастрофу, тем более что находясь на технической поддержке у фирмы разработчика, по всем сложным вопросам специалисты предприятия могут получить профессиональную консультацию. Поэтому само ощущение, что обязательно в городе должно быть много специалистов именно по данной системе определяется скорее страхами, чем рациональным расчетом.

МИФ №4
Вкладывая средства в 1C, мы не выбросим деньги на ветер, т.к. фирма крупная и не может разориться.

Прежде всего, отметим, что нам не известно случаев полного разорения серьезных российских фирм-разработчиков, по крайней мере все кого мы знали 15 лет назад, работают и сейчас. Появляются лишь новые фирмы.
Что же касается сохранение вложений в 1С , давайте рассмотрим опыт предприятий, работающих на 1С уже много лет.
Кто-то купил и внедрил 1С v6.0. что было потом, с появлением версии 7.0?
Предприятия не могли нормально перейти на новую версию. Кардинально изменился язык и объекты платформы.
Кроме покупки системы «заново», требовалось понести все затраты сделанные на доработку системы v.6.0, т.к. не существует инструментов анализа «старого» кода и трансформации этого кода в новую платформу. Таким образом, систему просто пришлось внедрять заново.Те кто остался на версии 6.0, самостоятельно продолжал поддержку законодательства, тоже долго не продержались. Все-таки «шестерка» писалась под не поддерживаемые теперь Windows 3.1 и 95, поэтому начались проблемы с ней под «новыми» операционными системами (Windows 2000 и Windows XP).
Также болезненно происходил переход с версий 7.0 и 7.5. на новую 1C v8.0.

Аналогично, потребовался полный цикл внедренческих затрат:

  • покупка лицензий;
  • обучение пользователей, программистов и администраторов;
  • конвертация данных;
  • воспроизводство всех сделанных «специфичных» для предприятия доработок с чистого листа на новой платформе.

Таким образом, система 1С имеет жизненный цикл около 5 лет. Соответственно и вложения Ваши далеко не «на всю жизнь», — готовьтесь удвоить-утроить их лет через пять максимум.
Полноценные же системы, как западные, так и российские, обновляют свои продукты, не требуя «перепокупки» и «перевнедрения».
Непрерывное совершенствование программного продукта всегда проходит с соблюдением преемственности версий. При глобальных изменениях в платформе, должно быть обеспечено автоматизирование переноса данных и сделанных ранее наработок.

МИФ №5
Система «1С» полностью поддерживает законодательство и предприятию не нужно думать о настройках при изменениях.

Это так только для мелких фирм, которые пользуются стандартным планом счетов. Если, как у большинства фирм, имеются существенные отличия от стандартного плана счетов, то требуется дополнительная настройка проводок и отчетов в соответствии с этими отклонениями. Кроме того, говоря о подобном достоинстве «1С» подстрочно подразумевается, что остальные системы поддерживают российское законодательство не в полной мере или несвоевременно. Это не так. Возможно, бывают проблемы у западных систем. Но мы ни разу не слышали от клиентов российских систем («Парус», «Галактика», «М-3», «Инфин» и др.), чтобы они страдали из-за существенных задержек с внесением изменений законодательства. Данные бизнес-процессы налажены во всех российских фирмах-разработчиках и никаких реальных преимуществ система «1С» здесь не предоставляет.

Но, в отличие от 1С, в фирмах-разработчиках не только отлажены процессы актуализации отчетности в соответствии с изменениями законодательной базы, но кроме того упомянутые системы дают удобный и мощный функционал по cамостоятельному построению любой требуемой отчетности и редактированию существующей, что делает пользователей практически независимыми от разработчика, поскольку ПРИ ЖЕЛАНИИ изменения можно внести практически в любой момент, причем даже без использования собственных программистов, непосредственно бухгалтерами.

МИФ №6
Система «1С-8» — это уже полноценная ERP-система, сравнимая с лучшими отечественными и зарубежными разработками.

На этот счет можно только вспомнить слова Омара Хайама, — как деревянный ножик не точи…. Если система изначально была ориентирована на малый бизнес, причем только на учетно-регистрационные задачи, то система ERP-класса, ориентированная на задачи планирования ресурсов и управление жизненным циклом заказов, из нее не получится. На базовом архитектурном уровне в качестве базового элемента в «1С» выступает документ, что полностью устраивает бухгалтера и учетных работников, но не может устраивать руководство предприятия, управляющих производством и сбытом. В основе ERP-систем лежит жизненный цикл информационных объектов, прежде всего, заказов, а в развитом виде (в рамках систем BI), — в основе лежат бизнес-процессы. Из учетно-регистрационной системы ERP-систему нормально сделать нельзя.

Но ведь мы слышим, что на многих предприятиях уже работают ERP-системы на базе «1С-8». Как это понимать? Во-первых, следует присмотреться к функциональности системы, поскольку очень часто под видом ERP-систем внедряются обычные учетно-регистрационные функции. ERP-система должна содержать встроенные реакции по всему контуру, включая производство, логистику, финансы. (Если ничего не происходит, а данные просто фиксируются в базе, то для этого ERP-система не нужна). Во-вторых, «1С» является не системой, а платформой с встроенным языком программирования, поэтому написать на ней можно что угодно, хоть расчет траектории баллистической ракете. Эта написанная программа будет иметь к базовой «1С» ровно такое же отношение, как сегодняшние программы на «1С», действующие на предприятиях. Вопрос, насколько оптимально писать на платформе, имеющей принципиальные недостатки, или взять готовую систему с доработками профессиональной фирмы?

МИФ №7
Возможно, с технической точки зрения «1С» и уступает другим системам, но ее внедрение и использование обходится заказчику в несколько раз дешевле.

Это самый распространенный миф. Конечно, стоимость лицензий «1С» существенно меньше по сравнению с другими системами, ведь это в сущности не система, а платформа. Но с этой точки зрения можно сказать, что цена лицензии вообще не имеет смысла, поскольку в рамках свободного ПО сейчас существуют бесплатные ERP-системы с исходными текстами. Поэтому реально нужно рассматривать полную стоимость разработки и внедрения решения для конкретного предприятия. И если речь идет о серьезных решениях на «1С», выполненных профессиональными фирмами, то как правило, стоимость проекта получается не ниже, а часто существенно выше стоимости решения на профессиональных системах. Это вполне объяснимо, поскольку при начале работ с «1С» вообще неизвестно, во что обойдется проект в целом. Для других систем можно примерно оценить объем доработок, поскольку они уже содержат необходимую функциональность.

Автор: Анатолий Чепурко

Popularity: 58% [?]

Читайте так же:

Рубрика: , ERP, Microsoft, Oracle, SAP, Другие ERP · Запись имеет метки: , , , , , , ,  

Комментарии

  1. icyh:

    Наплакался в свое время с мифом №4. но не с 1С, а с древней версией БестПро.

  2. Стас:

    Доброго время суток.
    Статья сразу видно заказная, из неё вытекает, что 1С это самое страшное чудовище ,которое можно придумать, но это не так. Особенно порадовал последний Миф, сразу видно что автор не знаком со стоимостью внедрения и продажи любого зарубежного аналога ERP системы. А бесплатным систем даже и не видел автор в глаза. Поэтому не советую брать во внимание то, написано в данной статье.

    • Администратор:

      но это не так.

      Приводите пожалуйста свои доводы более развернуто. Факты будут более уместны, чем пустые слова.

  3. Денис:

    Автор мастерски жонглирует собирательным образом «1С» избегая прямого сравнения конкретных продуктов типа «1С:Управление производственным предприятием 8″ с решениями других вендоров. А его пассаж с намеком на отсутствие «встроенных реакций по всему контуру, включая производство, логистику, финансы» говорит о том, что он пытается запудрить мозг (простите) несведущему читателю — ведь в том же «1С:УПП» этих «реакций» предостаточно. Особенно «восхитила» тема » из учетно-регистрационной системы ERP не сделаешь». Очевидно автор или совсем не в курсе решений, предлагаемых 1С (там и бизнес-процессы и PLM и CRM и поддержка ORACLE СУБД и «тонкого клиента» и отказоустойчивых кластеров т.п.), или намеренно вводит в заблуждение читателя. Вывод: если бы эта статья была написана лет 5-7 назад — может это и было где-то правдой. А сегодня — общие рассуждения про проблемы со специалистами 1С — демагогия. Найдите специалиста по Галактике и SAP в Рязани — их там завались :-).

  4. GRIF-ON:

    Забавная статейка, ничего не скажешь) У меня вопрос к автору: где-либо в мире Вы видели хоть одну ИС, которая безоговорочно подходила бы под любую специфику предприяия даже одной опреленной отрасли? Если да, просветите! Платформа 1С 8-х интеесна возможностью подключения внешних отчетов, обработок и печтных форм к БД клента дабы уменьить потребность изменения конфигурации типового решения. А что касается таких программ, как УПП или компесная автоматизация, то их обычно покупают на заводы и фабрики крупных масштабов, в которых есть свой IT-отдел, который заниается поддержой программы, и без которого вся оргтехника со всеми ОС, ПО и сетями повалится ко всем четя месяца через 2 после полной настройки!

  5. Alex:

    Интересно, а где это вы видели БИЗНЕС Процессы в 1С? Прям сильно удивлен этому…. это как в языке программирования прописанные алгоритмы….
    А из учетной системы сделать ЕРП, с нормальным прогнозированием производства, перепланированием производственной программы и реализацией проектного управления практически не возможно.Это к Вопросу УСО…
    Если считать что для строителей план проекта (1с предлагает) строить нужно на основе сметы из сметной программы, то кроме ржания и недоумения это не вызывает. Вот ВАМ и бизнес процесс :)

  6. Andrey:

    Внедряю и 1С и ERP системы. Могу сказать следующее —
    любая система — это в первую очередь ввод данных для операционистов. Для руководства — нужны сложные аналитические отчеты. ERP система — это в первую очередь специальная архитектура данных, на базе которых можно построить высокопродуктивные аналитические отчеты, в профессиональных системах генерации отчетов. У 1С этого пока и в помине нет.
    С 1С работают только операционисты, которые как правило сами «рисуют» отчетность руководителям(за исключением пары простых отчетов, которые начальник смотрит сам). Как только предприятие выходит на уровень, когда начальник начинает совать свой нос в систему и просить серьезные аналитические отчеты, на этом 1С заканчивается. Все проекты, на которых я участвовал по ERP системам — 100% замена 1С разных версий.

    По мимо всего прочего автор указывает именно на «мифы», за которыми прячется начальник, который ничего не понимает ни в бизнес-процессах ни в аналитике, когда ему предлагают серьезный подход к автоматизации.

    Полностью согласен с автором.

  7. 1С Fran:

    Ужасает, насколько шавки готовы лаять за кусок гнилой колбасы. Статья явно заказная. Вот здесь можно посмотреть внедрение ERP и клиентов … после этого вопросов о этой статье не останется http://1c.ru/rus/partners/ckp-upp.jsp
    Или посмотреть рейтинг IDC по ERP системам:
    По данным IDC, доля Microsoft на российском рынке ERP-систем в 2009 г. составила 7,1%. На первом месте оказалась SAP с долей 50,1%, на втором и третьем – 1С и Oracle с долями 22,3% и 9,6% соответственно.
    http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/10/22/413342

    • Администратор:

      Уважаемый :)

      Отчет опубликованный на сайте компании конечно поражает своей открытостью… Я даже убежден, что цифры там верны! Но не указан промежуток времени за который достигли таких высот! Наверное за всё время существования компании?

      Про вторую вашу ссылку скажу следующее: на сайте уже есть опубликованный аналитический обзор российского рынка ERP-систем по итогам 2009 года.

      А про заказную статью — скажу следующее: Вы бы сначала ответили на ответы в мифах, привели бы факты )

      Про гнилую колбасу и шавок… я вообще молчу :) С кем/чем Вы ассоциировали себя когда писали это?

      Предупреждение: не хамите в комментариях.

  8. 1С Fran:

    1. Это информация с 2004 года, о чем там написано.
    2. Удивляет, как это мертворожденная система Галактика у вас занимает 52%. Вам самому не смешно? Конечно, SAP, 1С, Microsoft и Oracle никому не нужны, только Галактика :)
    Надо отдать должное, потом начинается нормальный анализ, где 1С занимает от 39% до 81% рынка в различных отраслях. Только это никак не стыкутся с первой диаграммой, где забыли об 1С.
    Дополнительно — как можно доверять данным шабашной питерской конторки, без имени и без всего, основанной 7 лет назад? Конечно, данным международного холдинга IDC, который уже почти 50 лет занимается аналитикой и которому нельзя дать АДНУ ЫСЯЧУ УБЛЕЙ верить нельзя.

    • Администратор:

      Уважаемый 1С Fran.

      1. В вашем источнике нет упоминания 2004 года.
      2. Ваш логин блокируется на 1 месяц за оскорбления.
      3. Научитесь отвечать на претензии Ваших пользователей. Вы так и не дали ответ на их претензии. Вместо этого Вы попытались очернить других.

  9. Администратор:

    Серьезные ERP-системы имеют 100% внедряемость и поддержку производителя.

    На практике это обычно выглядит так:

    Пролог — охмурение. К гендиру/заму/главбуху еженедельно (а то и ежедневно) ходят люди с горящим взором и вдохновенно рассказывают о чудесах такой-то системы, демонстрируя красивую полиграфию. Сулят счастье, радость, откаты и путевки на курорты. Называют громкие имена и бренды. Контракт подписан.

    Акт I — люди с горящим взором начинают внедрять. Проводят тренинги для персонала, показывают слайды, рисуют таблицы. Ужасаются от того, как работает предприятие, обещают, что этот ужас скоро закончится и наступит всеобщее счастье. На все вопросы отвечают, что «будет все, и даже больше», подробностей избегают. Персонал подозрительно хмурится, но вот уже завозят новые сервера, обновляют рабочие станции и все потихоньку начинают верить в светлое будущее.

    Акт II — начинаются сложности. Обычно к этому времени люди с горящим взором исчезают и на их место приходят неопрятные, замученные жизнью люди, которые уже могут говорить на одном языке с рядовым персоналом. Выясняется, что новая система настолько новая, что приходится вести весь учет заново, а все начальные данные вводить вручную. А это месяц-другой работы, без учета исправлений и доработок. После ввода начальных данных помимо того, что они отличаются от оригинала на десяток-сотню миллионов рублей, вдруг выясняется, что некоторые операции сделать не возможно. Не предусмотрено. Или предусмотрено, но не работает. Или работает, но не так, как надо. Или работает правильно, но для этого нужно половину действующих бизнес-процессов менять. Внедрители вздыхают, морщат репу, куда-то звонят, что-то спрашивают, объясняют, просят, пишут, перезванивают..

    Акт III — начало конца. Наступает ситуация, когда «верхи» уже не могут (больше ждать), а «низы» не хотят (больше мучиться). В какой-то момент принимается волевое решение отдать концы, спалить мосты и начать работу в новой системе. Персонал тихо паникует, внедрители дергаются и стараются не контактировать с персоналом. И вот оно свершается. В лучшем случае предприятие работает вполсилы — половина сил и времени уходит на ручное выполнение того, что обычно делалось автоматом, плюс исправление ошибок. Постоянные скандалы. Руководство ругает персонал, персонал ругает внедрителей, внедрители ругают персонал и руководство. Клиенты ругают всех подряд.

    Эпилог — через некоторое время персонал приспосабливается, некоторые моменты действительно удобнее, чем раньше, а в некоторых случаях приходится помучиться. Но в целом повышается аккуратность, ибо если раньше можно было легко исправить мелкие ошибки, то сейчас любая мелочь может застопорить работу. Персонал становится очень консервативным и придирчивым, некоторые клиенты психуют из-за того, что их заставляют ходить по струнке. Внедрители избегают всяческих контактов с предприятием, устанавливают только необходимые обновления. Отдел ИТ пытается решать проблемы своими силами, изобретая костыли, скрипты, оболочки, хаки, плагины, утилиты и прочие фокусы. Обычно все это сводится к доступу к SQL DB из стороннего софта, с риском что-то нарушить в работе системы.

    Занавес — боссы предприятий в сауне меряются крутостью своих ERP-систем, кто больше бабла на них потратил. А в это время операторы с тоской вспоминают старую систему, где хоть и был некоторый бардак, но работать было легко и удобно.

  10. «Администратор: 7 февраля 2011 в 16:00″ — отличный коммент, правда жизни :).
    По сабжу:
    1. Мне вообще не нравятся термины «махновщина», «зоопарк», «сделай сам» в аналитической статье.
    2. По «разоблачениям»
    2.1. В первом разоблачении автор забыл о сертифицированных отраслевых решениях. Впрочем, и формулировка абсурдна — кто станет ожидать 100% попадания в свою специфику?
    2.2. Второе разоблачение — просто вода, никаких фактов и никаких логических аргументов не наблюдается. На 1С, тем не менее, действительно можно написать всё.
    2.3. Третье разоблачение — да, есть рациональное зерно. Хорошие спецы по 1С редко свободны — всегда есть спрос. А хорошие спецы по, скажем, Oracle могут подолгу не находить себе применения. И неспроста.
    2.4. Четвёртое разоблачение — вообще непонятно. Миф вроде о разорении фирмы 1С, а разоблачение — о переходе между версиями. Лично меня очень новый MS Office раздражает, никак не могу привыкнуть.
    2.5. Пятое — реглотчётность только в 7.7 была чувствительна к изменению ПС. В 8.x многое можно менять и без программирования. Да и вопрос о разработке своей отчётности не является проблемным.
    2.6. Шестое — извините, но мне кажется — опрометчивые лозунги вместо продуманных рассуждений. Действительно, можно фирме «1С» попенять за то, что начинала с автоматизации ларьков. А всё остальное — уже лирика без логического обоснования, давление на эмоции. Впрочем, по баллистической ракете согласен.
    2.7. Седьмой. Продукт+внедрение 1С дороже чем продукт+внедрение… чего? Лично я не знаю примеров.

    На последующие комменты возможно не отвечу, зашёл случайно, всем удачи.